Базовый курс «Пользователь  MS Visio 2002»

 

Введение

           

Графический редактор Microsoft Visio 2002 предназначен, главным образом, для представления информации в виде диаграмм, планов и чертежей разнообразного назначения. Visio 2002 состоит из трех основных продуктов:

·         Microsoft Visio Standard 2002 предлагает средства построения диаграмм, с помощью которых сотрудники компаний (менеджеры проектов, специалисты по сбыту и маркетингу, персонал отделов кадров, администраторы предприятий и т. д.) могут представлять в визуальной форме информацию о людях, проектах и процессах, и успешно обмениваться ею.

·         Microsoft Visio Professional 2002 позволяет техническим специалистам - профессионалам в области ИТ, разработчикам и инженерам - представлять в визуальной форме существующие и новые идеи, информацию и системы. Кроме того, Visio Professional предлагает средства построения диаграмм для бизнеса, входящие в состав Visio Standard.

·         Microsoft Visio Enterprise Network Tools 2002 (надстройка для Visio Professional 2002) включает мощные средства построения сетевых диаграмм и документирования сети, предназначенные для ИТ-специалистов. Надстройка поставляется вместе с годовой подпиской центра Visio Network Center, пользователям которого предлагаются решения, фигуры и другие ресурсы для построения сетевых диаграмм.

 

Базовый курс охватывает все основные моменты визуальной разработки документов. Рассмотрены структура и свойства объектов Visio, пользовательский интерфейс приложения, назначение элементов меню и панели инструментов, все этапы и способы разработки документа.  Большое внимание уделяется  работе с инструментами по редактированию фигур, созданию пользовательских стилей, мастеров и трафаретов.  

Предполагается знание основ работы на персональном компьютере на платформе WINDOWS; представление об офисных продуктах Microsoft - Word или Excel, - поможет в освоении Visio, т. к. многие команды, пункты меню, кнопки панели инструментов, горячие клавиши одинаковы во всех этих приложениях. Поэтому подробно рассматриваются только особенности Visio и приемы работы в графическом редакторе, необходимые для начального освоения данной программы.  Кратко освещаются такие вопросы, как работа в режиме электронной таблицы, назначение многочисленных трафаретов, внедрение объектов, импорт и экспорт документов в другие приложения, публикация в Интернет, – эти и некоторые другие  возможности  Visio являются предметом углубленного изучения. Тем не менее, полученных в рамках данного курса сведений, достаточно для профессиональной разработки разнообразных диаграмм, технических схем  и чертежей, а также для самостоятельного освоения других возможностей Visio.

1.                  Основные понятия и интерфейс пользователя

1.1.           Основные понятия

Основными объектами графического редактора  Visio 2002  являются: 

документ,  шаблон,  трафарет, фигура  и мастер. Дадим краткое описание этих  объектов.

·        Документ  (drawing file): файл типа .vsd, в котором сохраняются рисунки:  схемы, диаграммы  и другие созданные пользователем изображения. Состоит из одного или нескольких листов, содержащих графические объекты и другие элементы, в соответствии с содержанием рисунка. Набор стандартных типов рисунков (drawing type) облегчает создание документов определенной направленности.

·         Шаблон (template): файл типа .vst, является  заготовкой документа и по структуре с ним одинаков. Все шаблоны, поставляемые с редактором  Visio,  разбиты на несколько категорий по принадлежности к определенной предметной области.

·         Трафарет (stencil):  файл типа .vss, содержит набор фигур и мастеров определенного назначения. Все трафареты,  устанавливаемые  при запуске Visio, находятся в папке Solutions и разделены на категории.

·         Фигура (shape): графический объект или их группа, созданный с помощью  инструментов или команд Visio, в частности -  объект, полученный при перемещении мастера  из трафарета на рабочий лист.

·         Мастер(master): в Visio так называется фигура на трафарете, имеющая настраиваемые параметры.  Отметим, что в некоторых настройках Visio используются мастера в общепринятом смысле, например, мастер изменения  цветовой схемы – Color Scheme.

 

Описание остальных объектов  будет дано по мере изложения материала.

 

1.2.           Окно приложения и элементы интерфейса

Интерфейс  программы Visio 2002  построен по стандартам  WINDOWS и   во многом  похож  на интерфейс модулей из пакета Office 2000. Окно приложения,  называемое также «главное окно», состоит из следующих основных элементов (см. рисунок).

·        Заголовок окна: меню (иконка слева) и кнопки управления окном (справа);  показано название приложения, а если загружен документ, в квадратных скобках, - имя  открытого файла и номер видимой страницы.

·        Главное меню: меню построено по древовидной структуре с корнем  в пунктах главного меню (menu bar), где сгруппированы по темам, практически, все команды управления приложением (controls). Каждый пункт меню (item), при его выборе, открывает панель из подпунктов (subitem) и т.д. – до выполнения соответствующей команды.  Есть в меню и команды - переключатели (check on /off), у которых состояние  активности отмечено символом | Ö |  перед названием пункта меню.

 

·        Панель инструментов: одна или несколько линеек (toolbar) под панелью меню, содержащие кнопки или раскрывающиеся списки, обеспечивающие быстрый доступ к командам приложения. Как правило, кнопки дублируют  аналогичные пункты меню, но более удобны  при частом обращении. По умолчанию, устанавливаются две панели: стандартная (Standart)  и форматирования (Format). Но пользователь может конфигурировать  и перемещать эти панели, создавая наиболее удобную для себя среду разработки.

·        Лист рисунка:  поле построения изображения (drawing page) с элементами разметки (сетка и линейка),  и  управления (панель кнопок навигации), ярлык листа (page tab), полосы горизонтальной и вертикальной прокрутки (scrollbar). В окне редактирования располагается только один  лист рисунка.

·        Трафарет:  панель (Stencil window), на которой размещаются графические объекты: мастера (masters), графические фигуры (shapes)  и вспомогательные элементы.  В заголовке формы,  представляющей собой окно WINDOWS, отображается название трафарета и располагаются всего две кнопки – меню (иконка слева) и кнопка закрытия окна (справа).

Рассмотрим перечисленные элементы интерфейса более подробно.

1.2.1.  Панель меню

Главное меню содержит  следующие пункты

 

File

Edit

View

Insert

Format

Tools

Shape

Window

Help

 

            Раскроем содержание основных  пунктов

 

File

 

New

Новый документ. В раскрывающемся меню предлагается несколько вариантов, см. п. 1.3.2.

Open

Открыть существующий документ, стандартный диалог

Close

Закрыть текущий (активный)  документ

Save

Сохранить текущий  документ

Save as…

Сохранить текущий  документ в выбранный каталог и \ или с новым именем; автоматически вызывается для сохранения нового файла, см. п.1.3.3.

Save as Web Page...

Сохранить текущий  документ как  Web страницу в формате HTML

Search

Найти файл, стандартный диалог

Stencil

Выбрать шаблон. В раскрывающемся меню предлагается несколько вариантов, см. п. 1.3.2.

Find Shape…

Найти фигуру

Page Setup…

Настройка страницы

Print Preview

Просмотр документа

Print…

Настройка принтера и печать

Send To

Посылка документа по сети

Properties

Свойства документа

1: filename1

Список быстрого вызова из 4-х  последних документов

2: filename2

…………………….

Exit 

Закрытие всех окон, завершение приложения

 

Edit

 

Undo

Откат – отмена последних шагов редактирования

Redo

Возврат – восстановление ранее отмененных шагов редактирования

Cut

Вырезать выделенный фрагмент (текст, рисунок..) из документа

Copy

Копировать выделенный фрагмент в буфер обмена

Paste

Вставить буфер обмена в документ

Paste Special..

Специальная вставка – с выбором другого формата

Paste as Hyperlink

Вставка фрагмента как  гиперссылки 

Clear

Очистка - удаление выделенного фрагмента

Select All

Выделить все

Select by Type…

Выбор по типу

Duplicate

Дублирование – копирование и вставка одновременно

Delete Page…

Удалить страницы

Find

Поиск по текстовому образцу

Replace

Поиск и замена фрагмента текста

Go To

Переход к странице

Links

Связи (для внедренных объектов)

Object

Объект (назначение зависит от выделенного объекта)

 

 

 

 

 

View

 

Zoom

Масштаб изображения (не путать с масштабом чертежа)

Full Screen

Полный экран

Pan & Zoom Window

Окно панорамы (выделение и просмотр фрагмента чертежа)

Custom Properties Window

Окно настраиваемых свойств (информация о пользовательских настройках )

Size & Position Window

Окно позиционирования и размеров (информация о фактических размерах листа)

Drawing Explorer Window

Панель чертежа: просмотр и навигация по иерархии объектов документа

Task Pane

Панель задач: показ шаблонов и выбор из последних использованных

Toolbars

Панель инструментов: меню выбора и настройки

Ö Rules

Линейка (видимость)

Ö Grid

Сетка (видимость)

Ö Guides

Разметка (видимость)

Ö Connection Points

Точки соединения (видимость)

Ö Page Breaks

Прерывания страницы (видимость)

Header and Footer..

Заголовок и нижний колонтитул листа

Layer Properties

Свойства уровня

 

 

 

Insert

 

New Page

Новая страница (диалоговое окно настройки)

Field

Поле ( формулы электронной таблицы )

Comment…

Вставить комментарий

Picture

Вставить рисунок: открывается стандартное меню выбора источника

CAD Drawing...

Вставить рисунок CAD: загрузка с преобразованием  формата

Control

Вставить ActiveX – компонент из списка зарегистрированных 

Object…

Вставить COM- объект (документ Word, Excel,..)

Hyperlinks

Гиперссылка на внешний источник

 

 

 

Format

 

Text…

Текст (окно диалога форматирования  текста)

Line…

Линия (окно диалога определения параметров линий)

Fill

Заполнение (окно диалога параметров заливки и тени)

Shadow...

Тень (окно диалога параметров тени)

Corner Rounding

Скругление угла

Picture

Редактирование цветопередачи (яркость, контраст, …)

Protection

Защита от изменений

Behavior...

“Поведение” фигур при действиях с ними

Special…

Специальная: диалог описания внутренних свойств  фигуры

Style

Выбор стиля текста, линий, заливки

Define Styles

Мастер создания новых стилей

Layer

Уровни(закладки размещения фигур)

 

Tools

 

Spelling…

Правописание

Online Collaboration

Групповая разработка

Snap & Glue

Перемещение и привязка (параметры управления фигурами)

Ruler & Grid

Линейка  и сетка  (настройка параметров)

Color Palette…

Палитра цветов (настройка 24-х цветовой палитры)

Report

Отчет (выбор из списка приложений и форматов представления  документов)

Export to Database...

Экспорт в базу данных (сохранение фигур в БД  или пользовательской)

Macros

Макросы (меню макрокоманд, VBA, альтернативный доступ к трафаретам)

AutoCorrect Options

Опции автоисправления (настройка подстановки символов и коррекция)

Customize

Настройки интерфейса приложения (меню, панели и т.п.)

Options

Параметры приложения (общие, конфигурации, каталоги библиотек…)

 

 

 

Shape

 

Custom Properties…

Настраиваемые свойства

Grouping

Группировка

Order

Порядок

Rotate or Flip

Вращение и поворот (отражение)

Operations

Операции

Align Shapes

Назначение фигур

Distribute Shapes

Распространение  фигур

Connect Shapes

Соединение  фигур

Lay Out Shapes…

Размещение  фигур

Center Drawing

Центр рисунка

 

Window

 

New Window

Новое окно

Tile

Расположение окон - “Мозаика”

Cascade

Расположение окон - “Каскадное”

Show Shape Sheet

Показать таблицы рисунков

1. List name: Page #

Список окон – рисунков

 

Help

 

Microsoft Visio Help

Справочная система

 

 

1.2.1.      Панели инструментов

Так называются панели, на которых располагаются кнопки  быстрого доступа  к командам меню:

·                                Стандартная (Standard) .  

·        Форматирования (Format).

 Пользователь может конфигурировать  и перемещать эти панели,  даже на рабочий стол, за границей окна приложения Visio,  создавая наиболее удобную для себя среду разработки.

Не все команды отражены  на этих панелях, а только  наиболее часто используемые. Но набор кнопок может быть переопределен с помощью редактора, вызываемого из списка, появляющегося при нажатии самой правой кнопки на этой панели  «Опции панели инструментов» (Toolbar Options).

 Открытие списка всех существующих панелей инструментов  выполняется через  главное меню «View» => «ToolBars» => «Список панелей». Выбор можно сделать одним из способов:

·        В меню «Список панелей» установленные панели отмечены флажками; выберите новую и  щелкните на ней;  панель будет установлена, меню закроется. Если щелкнуть на имени панели, отмеченной флажком, она будет удалена.

·        В меню «Список панелей» перейдите на  пункт «Customize» (Настройка). В диалоговом окне выберите закладку «ToolBars»  и установите (или снимите) флажки у необходимых панелей. Нажмите кнопку «Закрыть»(Close), после чего изменения вступят в силу.

·        Диалоговое окно «Настройка» доступно также  в  меню  «Tools»  => «Customize»  и  на любой панели – по кнопке   «Опции панели инструментов» »  => «Customize».

      Изменить набор кнопок – инструментов на панелях, - можно также с помощью  меню «Настройка», выбрав закладку «Commands». Установив категорию, в правом окне с тем же названием- «Commands»,- следует выделить нужную кнопку и, удерживая кнопку мыши, перетащить ее на панель  инструментов.

     Создание новой, пользовательской панели инструментов,  удобнее  всего  выполнить из меню «Настройка». Нажав кнопку «New», в окне ввода задайте имя панели и из меню «Commands» установите на ней необходимые кнопки.

1.2.2.     Лист рисунка

Документ Visio состоит из одного или нескольких листов.

Лист рисунка – область  в поле редактирования, в которой размещаются  фигуры, элементы соединения  и текст так,  чтобы получилось требуемое изображение. По умолчанию  лист имеет формат А4 (210х297 мм), но размер листа не ограничен. Элементы листа:  сетка (grid), линейки(rulers), ярлык (page tab) на котором виден номер листа.  

Сетка образована множеством непечатаемых вертикальных и горизонтальных штриховых линий. При изменении масштаба частота сетки меняется автоматически. При перемещении любой фигуры на лист, ее важные контрольные точки всегда располагаются в узлах сетки. Поэтому при перемещении фигура как бы скачет (snap) по листу. Таким образом, пространство листа в Visio является дискретным, что позволяет, в частности, точно позиционировать фигуры и соединять их. Настройка сетки выполняется через меню «Tools» => «Ruler and Grid» . По каждой из координат можно настроить три параметра:

·        шаг сетки  «Grid Spacing», выбирается из 4-х градаций: Fine, Normal, Coarse, Fixed.  В последнем  случае шаг не меняется и задается пользователем.

·        минимальный шаг «Minimum Spacing», действует при выборе Grid Spacing = «Fixed» ,

·        точка начала координат «Grid Origin» , по умолчанию располагается в левом нижнем углу листа.

Линейки окаймляют окно редактирования с двух сторон -  сверху и слева. Точка отсчета по умолчанию совпадает с началом координат  сетки, но может быть изменена. Настройка линейки выполняется через тоже меню «Tools» => «Ruler and Grid». Можно изменить положение точки отсчета - «Ruler Zero», - относительно границ листа по горизонтали и по вертикали, и выбрать частоту делений на линейке из 3-х градаций: Fine, Normal, Coarse. 

Как сетку на листе, так и линейку можно скрыть с помощью команды меню «View» =>  «Ruler»,  «View»  =>  « Grid»,  сняв флажок у соответствующего пункта.

Подробнее о назначении и свойствах  линейки и сетки будет рассказано в разделах «Фигуры» и  «Макет».

Ярлык, как и закладка, является управляющим элементом многостраничного поля вывода (книги) и позволяет переходить к нужному листу, делая его активным, текущим, или рабочим,  что в данном случае одно и тоже. Установив на ярлыке и нажав правую кнопку мыши, получим доступ к меню управления листами документа: вставить новый «Insert Page», удалить текущий «Delete Page», или переименовать «Rename Page», или поменять порядок следования «Reorder Page».  Отметим, что функции ярлыка дублируются в меню  «Edit» => « GoTo», и в меню «Insert»  =>  «New Page».

 С установками свойств новой страницы мы познакомимся далее.

1.2.3.     Трафарет

Панель трафарета стандартно располагается слева от окна редактирования, но, как и другие элементы  интерфейса, может быть помещена в любое место главного окна. Перемещение выполняется фиксацией левой кнопки мыши на заголовке окна и перетаскиванием панели на новое место, – известный механизм “drag&drop”.  Может  быть изменен и размер панели так же, как это выполнялось для панелей инструментов. 

 Список доступных трафаретов открывается в меню  «File» => «Stencils» =>  «Open Stencils», см. рисунок.  Все трафареты, открываемые Visio, располагаются в каталоге Solutions и сгруппированы в подкаталоги по назначению.

 

Например, в каталоге Solutions\Electrical Engineering собраны трафареты из области электротехники и связи, см. рисунок. К трафаретам общего назначения можно отнести набор из каталога Block Diagram, или Forms and Charts. Набор специальных трафаретов собран в подкаталоге Visio Extras. Например, трафарет Connectors содержит всевозможные соединители и очень полезен при построении диаграмм, а для презентаций и оформления можно использовать трафареты: ClipArt, Symbols, Backgrounds, Border and Titles, и другие. Контекстное меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши на заголовке трафарета, позволяет настроить вид панели и свойства трафарета, и её положение  в главном окне.

 

Новый трафарет создается с помощью команды меню «File» => «Stencils» =>  «New Stencil».  В главном окне появится пустая панель с красной звездочкой на левой иконке в заголовке: признак состояния редактирования (по умолчанию состояние  «Read only» - только для чтения). В режиме редактирования можно вставлять или удалять фигуры,  изменить заголовок трафарета и другие свойства; создание пользовательских трафаретов подробно изложено в 4-м разделе.

 

1.3.           Работа с  документом Visio

Познакомившись с основными элементами интерфейса,  можно приступать к работе с документом Visio, новым, или созданным ранее.  Опишем только  особенности  операций создания, открытия и сохранения документов в  Visio.

1.3.1.     Создание нового документа

Существует несколько путей создания нового документа.

При загрузке приложения Visio появляется панель задач «Task Pane», состоящая из двух окон: «Choose Drawing Type» (выбор шаблона) и «New Drawing» - несколько последних рисунков. Тем самым предлагается, в разделе  Category выбрать папку с подходящими шаблонами, которые будут показаны в разделе «Template». Переместите курсор мыши на шаблон – внизу  появиться подсказка «ScreenTips» с кратким описанием рисунка. Щелчком (кликом) левой кнопки мыши выберите шаблон в качестве прототипа для нового рисунка. Отметим особенности управления окнами панели задач «Task Pane». Правое окно закрывается как обычно – кнопкой в заголовке окна. Левое окно может быть скрыто нажатием кнопки «Hide template previews» при этом её назначение сменится на «Show template previews». При выборе шаблона правое окно меняет  вид – появляется диалог контекстного поиска «Basic Search». Но в заголовке этого окна есть кнопка «Other Task Panels», которая  позволяет снова вернутся на панель задач «Task Pane».

Второй путь, очевидно, проходит через главное меню: «File» => «New» =>  «Choose drawing Type». Откроется меню шаблонов, из которого можно выбрать наиболее подходящий. Выбрав нужный шаблон, нажмите кнопку OK,  чтобы  загрузить в главное окно программы его листы с рисунками и трафареты. Альтернативные способы:  выбрать путь в меню  «File»  => «New» =>  «New Drawing», или нажать кнопку «New» на стандартной панели, или использовать комбинацию клавиш  «Ctrl-N»: в окне редактирования откроется новый лист. Затем можно загрузить необходимые шаблоны и трафареты описанным выше способом.

1.3.2.     Открытие документа

Открыть существующий документ можно сразу при запуске программы - в окне «New Drawing» панели задач «Task Pane» есть список «Open a Drawing» последних редактированных рисунков. Здесь же находится кнопка «More Drawings» открывающая окно диалога выбора каталога рисунков.

Другие способы хорошо известны: или путь в меню  «File»  => «Open»,  или кнопка «Open» на стандартной панели, или комбинация клавиш  «Ctrl-O»:  в любом случае откроется окно диалога  «Open» для выбора файла. Для открытия одного из 4-х последних сохраненных файлов удобнее использовать список  «User files».

Окно диалога «Open» имеет свой набор команд, из которых следует упомянуть  настройку вида окна «Views», в частности, предварительный просмотр рисунка.

1.3.3.     Сохранение документа

В меню  «File» предусмотрены три команды сохранения:

·        «Save» - сохранить существующий файл, команда дублируется кнопкой на панели управления и комбинацией клавиш «Ctrl-S».

·        «Save as»  -  сохранить файл, задав для него тип и имя, и выбрав каталог в окне диалога «Save As», который будет вызван при выборе этой  команды.  По умолчанию, предлагается стандартный формат Visio - *.vsd, но в выпадающем списке может быть выбран любой из доступных форматов. Как правило, формат меняют для завершенного, готового документа с целью получения копии,  доступной из других приложений.  И наоборот, если вы предполагаете в дальнейшем редактировать  этот документ, лучше хранить его в стандартном формате Visio.

 

 

·        «Save as WEB - Page» - то же, что и предыдущем случае, но по умолчанию устанавливается формат  *.vml  -  расширение  известного формата *.xml для  документов Visio. В окне диалога есть дополнительная кнопка «Publish..» для установки параметров форматируемого рисунка  как WEB- страницы. Для публикации в Интернет  конечных (готовых) документов рекомендуется выбирать графические форматы - или *.gif, или  *.jpeg.

1.3.4.     Закрытие документа

Команда  меню  «File»  => «Close» закрывает текущий документ,  но запрашивает подтверждение, если файл был редактирован и не сохранен. Следует подтвердить запрос на сохранение, иначе последняя  редакция будет потеряна.

            Если были открыты несколько окон документов, то закрывается только один документ, открытый последним. В этом случае надо просто повторить команду «Close».

            При завершении работы  с приложением любым способом, например, по команде «File»  => «Exit»,   для всех открытых документов сначала автоматически выполняется  операция  «Close» и для всех незавершенных  документов появится запрос на сохранение.

1.3.5.     Настройка параметров листа

Документ Visio является многостраничным, причем каждый лист может иметь свои настройки: имя листа, размер, масштаб и т.п. Настройка выполняется в окне диалога «Page Setup» - «Установки листа», содержащей несколько закладок. Вызвать окно можно из меню «File»  => «Page Setup», а при создании нового листа, например, через меню  «Insert»  => «New Page», в этом случае окно диалога «Page Setup» появляется автоматически.  Возможности настройки следующие:

 

·  Страница свойств «Page Properties» (см. рисунок) позволяет задать наименование листа «Name», тип размещения листа: «Foreground» - на переднем плане, «Background» - как фон, единицы измерения «Measurements units», параметры тени и флажок «Open Page in new window»  - открыть лист в новом окне.

 

·        Размер листа «Page Size» - здесь предлагается  выбор: или одного из стандартных размеров, или по стандарту вывода на принтер, или по формату бумаги, или по размеру чертежа,  или размеры задаются пользователем.  Для определенных форматов может быть изменена ориентация листа – «Portrait» - портрет (по вертикали), - «Landscape» - альбом.

·        Масштаб чертежа «Drawing Scale»-  предлагается  выбор: нет масштабирования (1:1), или один из предопределенных масштабов «Pre-defined scale», или иной, заданный пользователем «custom scale». В окне просмотра демонстрируется вид  масштабированного листа (не путать с масштабом Zoom) , показаны его размеры, которые здесь же можно изменить.

·        Компоновка и соединения «Layout and  Routing» - задаются параметры и стили соединения  фигур и объектов на листе.

1.3.6.     Масштаб документа

Подробнее рассмотрим масштабирование (Zoom) изображения чертежа (документа).  Отметим, что при изменении масштаба изображения фактический размер листа не меняется. При создании или загрузке документ выводится заданным при его настройке масштабом. В процессе работы этот параметр можно изменить любым из рассмотренных далее способов. В меню «View» собраны все команды масштабирования: «View»  =>  «Zoom..»  и  «View»  =>  «Pan&Zoom Window».  В списке  меню «Zoom» предлагаются варианты:

·        Actual Size  - фактический размер, то же что и Zoom = 100%,

·        Whole Page – по размеру листа: так, чтобы весь лист был виден в окне,

·        Page Width – лист занимает всю ширину окна, высота не влияет,

·        Last Zoom – вернуться к предыдущему масштабу,

·        400% ..100%..50%  - список ступеней масштабирования,

·        Percentage.. – вызывается окно диалога (Zoom dialog) для ввода пользовательского масштаба.

Редактор масштаба Zoom dialog может быть вызван при нажатии кнопки F6, а в сокращенном виде – на панели инструментов,  из выпадающего списка окна Zoom, или при  нажатии правой кнопки мыши, когда она установлена в пределах окна редактирования: в выпадающем меню выберите пункт «View» =>  «Zoom».  Но, чтобы задать нестандартный пользовательский масштаб, просто введите число, от 1 до 30098, в окне Zoom на панели инструментов.

Кроме того, ступенчатое изменение  масштаба выполняется с помощью кнопок «Zoom In» - увеличение и «Zoom Out» - уменьшение (может потребоваться добавление этих кнопок на панель управления). Тот же эффект достигается, если при нажатом  сочетании клавиш «Ctrl +Shift»  щелкнуть кнопкой мыши: правой –  для уменьшения,  левой – для увеличения масштаба.

Для просмотра фрагмента изображения, например, конкретной фигуры, удобнее всего использовать следующий прием: поместите курсор мыши левее и выше фигуры,  и, при нажатом сочетании клавиш «Ctrl +Shift», растяните прямоугольник выделения над фигурой – он займет всю рабочую область окна.

Альтернативный способ масштабирования предоставляется командой меню  «View» => «Pan&Zoom Window». Появится новое окно просмотра, в котором отображается весь рисунок, какого он ни был размера, и рамка красного цвета вокруг видимой части.  Захватите мышкой край или угол рамки и уменьшите её – выделенная часть будет показана в увеличенном масштабе, а при увеличении размера рамки – наоборот. Свойства окна просмотра можно настроить в выпадающем меню, нажав правую кнопку мыши. Флажок AutoHide означает, что, когда окно теряет фокус, оно автоматически сворачивается – остается только заголовок; флажок  AutoFit  определяет вид окна при перемещении:  если AutoFit = (плавающее окно), то  оно размещается в поле чертежа, если AutoFit = (пристыкованное окно), то окно просмотра размещается отдельно в главном окне.  Вид окна «Pan&Zoom» можно изменить (реверсировать) двойным щелчком мыши на его заголовке.

Примечания.  1) Масштаб изображения – свойство листа, у многостраничного документа для каждого листа может быть задан свой масштаб.

2) Для чертежа термины лист и страница означают одно и тоже;  при печати, в общем случае, страница – часть листа чертежа, зависящая от формата вывода и типа принтера.

1.3.7.     Вывод документа на печать

Заключительную стадию разработки называют  распространением, под этим термином здесь подразумевается  экспорт готового документа в другие приложения (или документы других приложений),  публикацию в Интернет в виде Web – страницы или Web – узла, и вывод документа  на печать. Если размер листа чертежа отличен от листа печати, то следует выполнить предварительную подготовку документа и настройку принтера. Для этого необходимо перейти на пункт меню «File»  => «Page Setup», или в диалоге «Page Setup» выбрать закладку «Print Setup». В информационном окне будут показаны совмещенные лист  документа и принтера. Если они не совпадают, следует изменить значения в окне Print Zoom любым из способов:

o       установив переключатель в положение Adjust to, выберите из списка или задайте коэффициент сжатия, 

o       установив переключатель в положение Fit to, в полях  Sheet(s) across  и  Sheet(s) down  задайте число страниц, на которое будет поделен лист чертежа при печати, а коэффициент сжатия в этом случае будет установлен автоматически.

 Здесь же можно изменить  ориентацию вывода: Landscape (альбомная ), или Portrait (портретная).

Дополнительные настройки можно выполнить, нажав кнопку «Setup», - появится окно «Print Setup». Здесь наиболее важными параметрами являются Paper Size (размер печатного листа) и Fields – поля страницы: левое, правое, верхнее, нижнее. Следует обратить внимание на размерность величин, указанную в заголовке: при неправильном вводе поле редактирования может быть заблокировано. Чтобы страница располагалась по центру печатного листа, следует установить флажки Center Vertically, Center Horizontally.

Пункт меню «File»  => «Printer..» открывает окно настроек  принтера, знакомое по другим офисным  приложениям.

 

2.               Фигуры

 

               Фигуры (shape) и мастера (master)  – основные “кирпичики”, из которых  в Visio складывается чертеж. Далее будем называть фигурой любой графический объект или их группу, в частности -  объект, полученный при перемещении мастера  из трафарета на рабочий лист. Напомним, что “мастером” называется фигура на трафарете, имеющая настраиваемые параметры.  Фигуры имеют визуальное представление и набор параметров, описывающих их свойства. Изменение геометрии фигур на листе выполняется с помощью маркеров – специальных символов, которые появляются в области фигуры при её выделении (маркер выделения – зеленый квадратик) и при других действиях.  Как правило, все действия, в том числе и инструментальные, выполняются над фигурой после того, как она выделена. Способы выделения: одиночной или сгруппированной фигуры – достаточно щелкнуть на ней левой кнопкой мыши, но если нужно выделить контурную фигуру, или группу смежных фигур, следует охватить их рамкой выделения, затем  просто отпустить кнопку мыши. Чтобы выделить группу несмежных фигур, или выборочно несколько фигур, следует нажать и  удерживать кнопку Shift, и щелкнуть на  каждой фигуре левой кнопкой мыши.

2.2.           Одно-, дву-, трехмерные фигуры

В Visio различают фигуры: одномерные (1-D), двумерные (2-D) и трехмерные (3-D) – это просто двумерные с тенью, третья координата в чертежах Visio отсутствует. Одномерные фигуры представляют собой отрезок прямой и имеют один параметр – длину, и характеризуются двумя маркерами конечного положения и маркером центра. В Visio к одномерным  фигурам относятся линии и прямолинейные стрелки. Линии, как и стрелки, ориентированы: конечные маркеры (endpoint) в начале линии имеют знак (х), в конце знак (+). Маркер центра позволяет, в частности, вращать линию, захватив мышкой конечный маркер и перемещая его. Двумерные фигуры в Visio  являются основными: (1-D) фигуры и (3-D) фигуры можно рассматривать как производные от (2-D) фигур. Положение и размер (2-D) фигур определяется описывающим прямоугольником, по углам и центрам сторон которого установлены восемь маркеров выделения. Фигуры типа (3-D) - это те же двумерные фигуры с тенью, имеющей маркер управления, с помощью которого можно менять угол наклона и размер тени.

Потому говорят, что  все  свойства (2-D)  фигур наследуются  (3-D)  фигурами. 

Можно менять тип фигур. Для этого существует команда меню «Format»  => «Behavior» (поведение), в окне диалога, в разделе «Interaction Style», есть переключатель: «Line» - установить тип (1-D) для  выделенной  фигуры,  «Box» - установить тип (2-D) для  выделенной  фигуры. При этом меняется число маркеров и, соответственно, возможности управления фигурой. Например, задав для выделенного прямоугольника тип (1-D), увидим, что маркеры выделения сменились на конечные маркеры (endpoint); захватив любой из них мышкой, можем повернуть фигуру на некоторый угол без использования инструмента вращения.

Чтобы придать выделенной фигуре тип трехмерной, используйте команду меню «Format» => «Shadow», в диалоговом окне можно задать, или изменить, цвет и другие свойства тени.

2.3.            Маркеры фигуры

Маркерами на фигуре отмечаются контрольные точки, предназначенные для визуальных изменений различных параметров фигуры: положения на листе, размера, связи с другими фигурами и т.п. Набор маркеров, которыми “обладает” фигура, зависит от её типа и инструмента редактирования, используемого в данный момент. Различают несколько типов маркеров, каждый из них “отвечает” за определенное свойство или поведение фигуры. Каждый тип характеризуется формой и цветом, маркеры не настраиваются и не масштабируются.

·        Маркеры выделения (Selection handles) -  зеленый квадратик “    , - служат для изменения размеров фигуры.  Для (2-D) фигур восемь маркеров размещаются  в углах и посередине сторон описывающего прямоугольника. Угловые маркеры служат для пропорционального изменения размеров, боковые – для линейного – высоты или ширины.

·        Маркеры конечные (Endpoint), как уже отмечалось, выделяют размер (1-D) - фигуры и размещаются в начале линии, - знак (×),  и в конце, - знак (+). С их помощью изменяют размер, угол наклона и радиус кривизны нелинейной фигуры.

·        Маркеры вращения  (Rotation handle) - зеленый кружок “, - предназначены для поворота фигуры на произвольный угол, и замещают угловые маркеры выделения. Эти маркеры появляются при выборе инструмента Rotation Tool, или Text Block Tool  из меню «Figures» , или на стандартной панели инструментов. Фигура вращается вокруг оси, отмеченной центральным маркером (круг с крестиком “+” в центре). Этот маркер (Rotation Point) по умолчанию располагается в геометрическом центре фигуры, но может быть перемещен в любую точку рисунка, даже за пределы периметра фигуры. 

·        Маркеры соединения (Connection Points) - синий крестик “× - обозначают точки на фигуре, в которых возможно её соединение с другой фигурой. Маркеры – точки соединения имеют только (2-D) и, соответственно, (3-D) фигуры, но могут быть соединены и с одномерными, в зависимости от типа маркера:

o       Тип Inward означает внутреннее соединение с одномерной фигурой, например, связи в блок- схемах, стрелки  и т.п.

o       Тип Outward означает внешнее соединение – “склеивание” двумерных фигур так, что при всех изменениях фигур их взаимное расположение сохраняется.

o       Тип Inward &Outward – смешанное соединение, сумма двух предыдущих.

Маркеры соединения, как правило, располагаются в узловых точках фигуры: углах, вершинах, центре, или серединах сторон, замещая маркеры выделения, или в местах, специально определенных при разработчике или редактировании фигуры. Для этого используется инструмент «Connection Point Tool», помеченный иконкой |×| в списке  инструментов  «Connection Tool». Выделив фигуру, перейдите на панель инструментов и выберите инструмент «Connection PointTool», - на острие стрелки курсора появится ×-образный крестик, указывая на режим работы. Совместите его с маркером соединения (маркер изменит цвет на фиолетовый “×”, а курсор изменит форму) и перетащите в новую точку. Если нужно добавить точку соединения, в этом же режиме, нажмите кнопку «Ctrl» и, установив курсор на нужное место, щелкните левой кнопкой мыши. Если нужно удалить точку соединения, выделив её, нажмите клавишу «Delete». Нажав правую кнопку мыши, в выпадающем меню выберите тип соединения, указанный выше.

Чтобы отменить данный режим работы, как и любой другой, нажмите на панели инструментов кнопку указателя, иконка которой изображает стандартный курсор мыши:  |   | .

Чтобы скрыть маркеры соединения, в меню «View» => «Point Connection» снимите флажок у этого пункта.

·        Маркеры контроля

Контрольные точки (Control Points), в виде кружков зеленого цвета “  ”, которые появляются при выборе инструмента «Pencil Tool» (карандаш), расположены между вершинами фигуры. Выбрав необходимую точку, щелкните на ней левой кнопкой мыши – цвет маркера изменится на малиновый, - и переместите точку контроля в новое положение, изменив кривизну линии между смежными вершинами.  Отметим, что для фигур, имеющих точку эксцентриситета, этот маркер удобнее использовать для изменения формы фигуры.

·        Маркеры вершины

Маркеры вершины (Vertices) также зеленого цвета, имеют форму ромба “”, и появляются в вершинах выделенной фигуры при выборе любого из инструментов: «Pencil Tool» / «Line Tool» / «Arc Tool» / «Freeform Tool».  Так же, как и маркер контроля, захватите ромбовидный маркер и переместите, не отпуская кнопку мыши, на новое место.

Фигура может быть защищена от любых изменений. При этом маркеры, отвечающие за тот или иной вид действий, принимают вид замка.  Для установки  “замков” воспользуйтесь командой меню «Format» => «Protection» и установите флажки защиты. Меню «Защита» показано на рисунке.

 

 

2.4.           Пользовательские фигуры

Фигуры, созданные с помощью инструментов, будем называть пользовательскими. Основные инструменты  расположены на стандартной панели управления в виде выпадающих списков, это:

o       «Pencil Tool» / «Line Tool» / «Arc Tool» / «Freeform Tool» - разнообразные линии и способы редактирования,

o       «Rectangle Tool» / «Ellipse Tool» - двумерные фигуры,

o       «Text Tool» / «Text Block Tool» - редактирование текста,

o       «Rotation Tool» / «Crop Tool» - вращение фигур,

o       «Connector Tool» - соединение фигур.

  Если новая  фигура  создается на основе существующей, то при выборе  определенного инструмента маркеры фигуры изменяются, как это было сказано выше, и меняется вид курсора мыши, напоминая о типе текущего инструмента. Главным среди перечисленных является «карандаш» - «Pencil Tool», инструмент, предназначенный как  для рисования линий и дуг, так и для управления маркерами.  Используя «карандаш», можно:

o       Перемещать вершины, изменяя конфигурацию многоугольника.

o       Удалять вершины, для этого – установить курсор на вершине и нажать кнопку «Delete». При этом соседние вершины будут соединены отрезком прямой.

o       Добавлять вершины, для этого – установите курсор на контур и, нажав клавишу «Ctrl»,  щелкните левой кнопкой мыши. Появится новый маркер вершины, а на середине отрезка до ближайшей смежной вершины  будет вставлен маркер контроля.

o       Рисовать разомкнутые (1-D) фигуры и замкнутые (2-D) фигуры. В общем случае «карандаш» рисует контур, составленный из отрезков прямых и дуг.  Замкнутый контур закрашивается, по умолчанию, белым цветом.

Напомним, чтобы нарисовать отрезок любым из инструментов: «Pencil Tool» / «Line Tool» / «Arc Tool» / «Freeform Tool», следует установить курсор в начальную точку и, нажав любую кнопку мыши, провести крестик курсора по траектории, отпустить кнопку и т.д. Результат зависит от конкретного инструмента,  «Pencil Tool» объединяет возможности  «Line Tool» и  «Arc Tool», но каждый из них имеет свои особенности. Так, если курсор инструмента «Pencil Tool» перемещается плавно, то курсор инструмента «Line Tool» скачками, по узлам сетки. При нажатой клавише «Shift» инструмент «Line Tool» рисует линии под углом, кратным 45°.  Дуга между конечными маркерами, нарисованная с помощью инструмента «Arc Tool», представляет собой четверть эллипса. Изменить крутизну дуги можно в режиме выделения, сжав или растянув дугу с помощью маркера управления на ней.

Чтобы изменить свойства рисуемой линии, в главном, или выпадающем меню (нажмите правую кнопку мыши)  выберите пункты «Format» => «Line..». Откроется  окно диалога, показанное на рисунке. Измените параметры – результат отразится в окне просмотра.

Инструмент «Freeform Tool» позволяет нарисовать “произвольную” сглаженную кривую, состоящую из  множества дуг, содержащих точки контроля. Можно отредактировать полученную фигуру, изменяя положение или удаляя маркеры так, как это выше описано для карандаша.  При вставке появляется маркер вершины,  и если потянуть за него, получим остроугольный выступ.

С помощью инструментов «Rectangle Tool» / «Ellipse Tool» рисуют, соответственно,  прямоугольники и эллипсы.  Чтобы изобразить квадрат или круг, нажмите и удерживайте клавишу «Shift»  во время движения курсора.

            Если пользовательская фигура включает в себя несколько однотипных элементов, то для их копирования можно воспользоваться командой «Edit» => «Duplicate», или горячей клавишей Ctrl-D, или клавишей повторного действияF4.

 

 

2.5.           Соединение  фигур

Соединение фигур всегда осуществляется между точками соединения -       Connection points. При этом соединенные фигуры по-прежнему остаются самостоятельными элементами чертежа. Связь фигур выполняется специальными элементами – коннекторами, которые размещены на трафарете «Connectors»,  до которого можно добраться по пути  «File» =>  «Stencils»  =>  «Visio Extras»  =>  «Connectors». На панели инструментов находится элемент «Connector Tool» - стандартный коннектор, применимый в большинстве чертежей. Основное отличие коннектора от обычных линий – при перемещении фигуры коннектор, присоединенный к ней, также перемещается, оставаясь связанным с точкой соединения.

В Visio имеются два способа соединения:  «фигура к фигуре» (shape to shape) и точка к точке (point to point). 

Способ соединения «фигура к фигуре» является основным, в этом режиме  коннектор автоматически соединяет соседние фигуры по кратчайшему пути. Visio распознает этот режим при следующем порядке действий:

1)      Выбрать и установить инструмент «Connector Tool» - курсор примет вид крестика с иконкой в виде  коннектора.

2)      Перенести с трафарета на лист первую фигуру.

3)      Перенести с трафарета на лист вторую фигуру – инструмент вставит между ними коннектор.

4)      Повторять п.2), при необходимости меняя трафареты,  пока все необходимые фигуры не будут перенесены на лист.

5)      Отменить инструмент «Connector Tool», нажав на панели инструментов кнопку |   |.

 Чтобы соединить “в ручную” фигуры, уже размещенные на листе, способом  «фигура к фигуре», надо также установить инструмент «Connector Tool» и, переместив курсор мыши на фигуру, добиться появления рамки красного цвета – признака выделения фигуры для соединения. Нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместить курсор мыши на фигуру, с которой выполняется  соединение. Как только на второй фигуре появится рамка соединения красного цвета, кнопку мыши надо отпустить.

При взаимном перемещении фигур, при этом способе соединения, форма соединителя и точки привязки могут меняться.

При способе соединения точка к точке (point to point) перемещение фигур влияет только на геометрию соединителя, а точки соединения фиксированы.  Эти точки при использовании инструмента «Connector Tool» в момент наведения курсора мыши выделяются красной рамкой, сигнализируя об установке данного способа соединения. Способом  point to point соединяются фигуры, уже размещенные на листе, “в ручную”, как было описано выше, но надо следить, чтобы выбранная на фигуре точка была выделена красной рамкой и только после этого переместить курсор к точке соединения на другой фигуре. Когда вторая точка соединения будет выделена рамкой красного цвета, кнопку мыши надо отпустить.

Возможно смешанное соединение, например точка – фигура (point to shape). Для этого переместите курсор на второй фигуре мимо  точки соединения и добейтесь появления рамки соединения красного цвета вокруг фигуры.

Свойства  коннектора и вид (стиль) соединения фигур можно изменить в окне диалога, показанном на рисунке. Для этого выделите редактируемый коннектор и в главном меню выберите  путь  «Format» => «Behavior» => «Connector». Раздел «Line Routing» (маршрутизация линий) позволяет выбрать формат соединителей и стиль -  как будут размещены соединяемые фигуры. Раздел  «Line Jumps» позволяет указать наличие и вид перемычек- мостиков, появляющихся при пересечении коннекторов. В окне просмотра отражаются  внесенные изменения, что позволяет визуально подобрать  требуемый формат соединителей.

Для автоматического соединения фигур служит инструмент «Connect Shapes» в меню «Shape». Чтобы воспользоваться им, расположите на листе и выделите все необходимые фигуры, затем выполните команду «Connect Shapes». Соединение всегда происходит по способу «фигура к фигуре». Этот прием больше всего подходит при создании блок – схем, или разработке других древовидных структур для создания основы чертежа, которую затем  можно отредактировать вручную.  Для корректировки вида соединителей и структуры соединения  выберите диалог настройки  из меню  «Shape» => «Lay Out Shapes». В окне диалога, в разделе «Placement» выберите стиль  «FlowChart/Tree» и направление развития  диаграммы от корневого элемента. В разделе «Connectors» можно сменить способ и точки соединения и выбрать вид коннекторов – прямолинейный или дугообразный. В окне просмотра отразятся сделанные изменения.

2.6.           Объединение фигур

Термином “Объединение фигур” здесь обозначено множество операций   Visio, позволяющих из нескольких исходных фигур конструировать новую. Как правило, операции применяются к предварительно совмещенным фигурам, причем для некоторых операций имеет значение  порядок следования  фигур.  Выделите исходные фигуры: для первой маркеры выделения будут закрашены в зеленый цвет, для остальных - в голубой. В меню  выберите пункт  «Shape » => «Operations» и одну из следующих операций:

o       Fragment – разбивает на отдельные фигуры по линиям пересечения.

o       Combine -  удаляет пересечение фигур и объединяет непересекающиеся.

o       Union – объединяет все фигуры, и не пересекающиеся, в одну.

o       Subtract (вычитание)– из крайней левой фигуры вырезаются все пересечения.

o       Intersect (пересечение)- общий  фрагмент из пересечения всех исходных.

o       Join (соединение) – тоже, что и union, но остаются все контурные линии.

o       Trim (отсечение) - тоже, что и fragment, но остаются только контурные линии.

o       Offset (размножение) – двойная копия фигуры “наружу и вовнутрь” со сдвигом, указанным в окне диалога «Offset».

 

Упражнение. Откройте трафарет Basic Shapes и перенесите на лист фигуру «квадрат», слегка растяните – увеличьте размер. Затем поместите в центр пятиконечную звезду и выделите обе фигуры. Перейдя на главное меню, откройте итем  «Shape», перейдите на итем «Operations» и из списка выберите операцию Fragment щелчком левой кнопки мыши. Теперь вернитесь на лист, захватив звезду, “вытащите её из квадрата”.

 

2.7.           Группировка фигур

Группировка является операцией, знакомой по другим офисным приложениям. В отличие от рассмотренных операций объединения, фигуры, входящие в группу, не теряют своих свойств, но такие операции, как копирование, удаление, перемещение, вращение, размер и защита выполняются для сгруппированной  фигуры.  Группа формируется  двумя действиями:

1)      Выделить  несколько фигур или контурным прямоугольником, или щелчком левой кнопки, удерживая клавишу Shift.

2)      Выполнить группировку или выбором команды «Shape» => «Grouping» => «Group», или выбрать аналогичную команду в контекстнм меню, или, что удобнее всего - использовать “горячие клавиши” Ctrl+G .

Работа с группой в Visio имеет свои особенности. Отдельные фигуры в группе можно продолжать редактировать, выделив обычным способом, только маркеры выделения станут темно-зелеными с крестиком внутри. Выделенную фигуру можно переместить за пределы  контура группы – принадлежность сохраняется, и все действия с группой выполняются и над этой фигурой. Редактировать фигуры в группе удобнее в специальном окне, которое представляет собой фрагмент листа, содержащего группу. Открывается отдельное окно командой меню «Edit» => «Open Group» ; фон окна – желтого цвета. Фигуры в этом окне можно редактировать обычным образом, при этом все изменения будут отражаться в главном окне.  После окончания редактирования окно следует закрыть через меню «Window», иначе, при повторном обращении к команде «Edit» => «Open Group», будет открыто второе окно редактирования.

Можно составлять множественные группы из нескольких исходных, при этом одна и та же фигура будет входить в несколько групп одновременно.

Чтобы добавить несколько фигур в уже сформированную группу, нужно выделить, как это было сказано выше, эти фигуры и группу, затем выбрать команду «Shape» => «Grouping» => «Add Group». Второй способ – добавить новую фигуру в окно «Open Group».

Группу, как и фигуру, можно защитить от изменений,  выполнив команду «Format» => «Protection» и установив нужные флажки.

Обратная операция - разгруппировка,-  над выделенной группой может быть выполнена,  например, командой  «Shape» => «Grouping» => «Ungroup»,  или  использованием “горячей клавиши”  Ctrl+U. Если нужно только “изъять”  одну или несколько фигур, не разрушая группы, следует, выделив их,  выполнить команду «Shape» => «Grouping» => «Remove from Group».

2.8.           Формат  фигур

В этом разделе освещаются  дополнительные возможности  редактирования фигур, объединенные  общим названием “форматирование” - изменение параметров линий и поля фигуры, применение  стандартных стилей. Инструменты редактирования доступны и на панели инструментов,  в строке форматирования,  и в меню «Format», и в пункте выпадающего меню с тем же названием. Изменение формата может быть необходимо и у мастера, перенесенного на рабочий лист, и у пользовательской фигуры. Инструменты форматирования во многом похожи на аналогичные средства MS Word, но отличаются большим разнообразием настроек, о которых будет сказано ниже.

2.8.1.     Формат линий

Форматирование линий: выберите пункт меню «Format» => «Line..», в окне диалога можно переопределить:

 

Вид диалогового окна показан на рисунке раздела 2.4. Пользовательские фигуры.

 

2.8.2.     Формат заливки

Большинство фигур, вставляемых с трафаретов, имеют черно – белую окраску: по умолчанию, в Visio принята цветовая схема документа B&W.  Цветовая схема включает в себя указатели цвета линий, заливки (заполнение поля фигуры), текста и символов, тени, фона. Для смены цветовой схемы служит инструмент «Color Schemes» из меню «Tools» => «Macros» => «Visio Extras» => «Color Schemes». Здесь же, нажав кнопку «New» и установив необходимые параметры, можно создать собственную цветовую схему, см. рисунок. Как правило, бывает достаточно или выбрать новый стиль в списке «Style», или “подправить” существующую схему. Для создания новой схемы на основе текущего документа следует нажать кнопку «Use Current Document Style Color» - образцы цвета появятся  в  соответствующих прямоугольниках. Новая схема добавляется в список Choose a Color Schemes.

Следует иметь ввиду, что на элементы фигуры, у которых изменили цвет вручную, схема не действует. Цветовая схема удобна, когда множеству фигур, переносимых с различных трафаретов, необходимо придать одинаковый стиль.

Инструменты редактирования цвета отдельных элементов фигуры используются  гораздо чаще, поэтому они вынесены на панель форматирования. Это:

o       Text Color - цвет текста и символов,

o       Line Color - цвет линий,

o       Fill Color  - цвет заливки.

Все перечисленные  инструменты построены одинаково: предлагается быстрый выбор из расширенной палитры ( 40 цветов), а при необходимости тонкой настройки, нажав кнопку «MoreColor», можно перейти к мозаике из 126 цветов (закладка Standart) или к непрерывной гамме (закладка Custom).

Альтернативный способ состоит в выборе пункта меню «Format» => «Fill..». В окне диалога для заливки и тени можно определить ряд параметров: основной цвет, узор и цвет узора, степень прозрачности. Здесь цвет выбирается из 24-х -значной основной палитры, которою, в свою очередь, можно отредактировать: назначить элементам палитры друге цвета с помощью команды меню «Tools» => « Color Palette». Изменения в палитре отражаются во всех соответствующих окнах диалога, а все элементы фигур в документе, к которым был применен выбранный цвет, будут прорисованы новым цветом.

2.8.3.     Стиль фигуры

Именованный набор значений параметров форматирования  называется стилем фигуры. Стиль включает в себя все общие свойства  фигуры и складывается из стилей линии, заполнения, текста. В Visio предусмотрено несколько стандартных стилей, по умолчанию установлен стиль Normal. Списки  всех доступных стилей открывается в меню  «Format» => «Styles…»  или на дополнительной панели инструментов «Format Shape».  Можно отдельно изменить стиль текста: «Text Style», линий: «Line Style», заливки: «Fill Style».  Смена стиля является самым радикальным средством форматирования фигур, преобразуя её к другому стандарту, поэтому, меняя стиль, нужно четко представлять последствия этой операции. Так, если текущий стиль Normal, заменить на Connector, то все линии по умолчанию приобретают те же свойства,  как и фигура “коннектор”.  Чаще этот  способ редактирования применяется к стилям, созданным самим пользователем для целенаправленного изменения определенных свойств всех фигур документа. О создании пользовательских стилей будет рассказано в 4-м разделе.

 

2.9.           Текстовые элементы

Текстовые элементы служат для создания заголовков, пояснений, обозначений, подписей в специальных полях фигур, но могут рассматриваться и как самостоятельные объекты документа, к которым применимы средства форматирования  и проверки орфографии. Visio располагает собственным текстовым редактором, средствами внедрения готовых документов и подключения внешних текстовых процессоров.

2.9.1. Внедрение текстового документа MS Word

Для внедрения документа следует выбрать команду «Insert» => «Object…»  и в окне диалога выбрать из списка тип документа - Document MS Word. Если это вставка уже готового документа, то переключатель надо установить в положение «Create from File» - произойдет смена окна, - в поле «File Name» укажите полный путь и имя файла документа. Флажок «Link to file» означает, что при редактировании внедренного текста все изменения, при сохранении документа Visio, будут внесены в исходный  документ MS Word. При создании нового, или внедрении существующего документа MS Word, на рабочем листе открывается страница приложения MS Word в рамке серого цвета, а меню и все панели инструментов замещаются  на  соответствующие меню и  панели MS Word: текстовый редактор готов к работе. Для возврата в Visio после завершения редактирования текста надо просто щелкнуть кнопкой мыши вне окна или нажать клавишу «Esc» - рамка окна и все панели примут нормальный вид Visio.  Для повторного вызова MS Word с целью редактирования текста достаточно дважды (double click) щелкнуть левой кнопкой мыши в окне на внедренном тексте.

Аналогично могут быть внедрены и другие объекты из приложений Windows, поддерживающих технологию OLE 2, например, Power Point, MS Excel.

 

2.9.2.     Форматирование текстовых элементов

В большинстве случаев,  для создания текстовых  элементов достаточно инструмента Visio под названием «Text Tool». При его выборе курсор принимает форму крестика с иконкой  в виде  странички текста. Текстовый блок на рабочем листе выделяется прямоугольной рамкой – пунктирной линией зеленого цвета.  Курсор следует поместить в верхний левый угол блока текста и, не отпуская кнопку, растянуть рамку до нужного размера. Можно поступить проще: установив курсор на нужное место, по центру предполагаемого блока, щелкнуть левой кнопкой мыши. По умолчанию, текст внутри блока выравнивается по центру и симметрично по горизонтали: длина блока (по оси Х) является ограничителем строки, а высота по мере ввода текста увеличивается, новые строки добавляются автоматически.  При потере фокуса (курсор вне поля блока)  рамка исчезает, а если поле текста осталось пустым, блок удаляется.  

Стандартные фигуры как  правило имеют текстовые поля, но вставка блока текста возможна, в принципе, в любое место документа.

Создание заголовков, рамок листа и штампов облегчает трафарет «Borders and Titles».  Множество заготовок  находится на трафарете  «Title Blocks» и других; всех их можно найти в меню по пути: «File» => «Stencils » => «Visio Extras».

      Открыть текстовое поле внутри фигуры можно любым из двух, уже знакомых, инструментов на панели Standard:                      

o       Pointer Tool – курсор “указатель” - дважды (double click) щелкнуть левой кнопкой мыши на выбранной фигуре;

o       Text Tool  - курсор в форме крестика с иконкой, - щелкнуть левой кнопкой мыши на выбранной фигуре.

И в том и в другом случае на фоне фигуры откроется текстовый блок,  связанный с этой фигурой.  Для выхода  при завершении редактирования текста надо щелкнуть кнопкой мыши вне окна или нажать клавишу «Esc». Чтобы отменить режим редактирования текста инструментом «Text Tool», нажмите кнопку указателя, иконка которой изображает стандартный курсор мыши:  |   |.

Средства форматирования текста идентичны соответствующим командам в MS Word и составляют основное содержание панели инструментов Formatting. Здесь расположены: список типов шрифтов (Font), размер шрифта (Font Size) и его начертание (Bold, Italic, Underline), выравнивание (Align…) и цвет символов (Text Color ). Остальные виды форматирования используются редко, их можно найти по пути: «View» => «Tool Bars» => «Format Text».

 Все параметры форматирования текста доступны в меню «Format» => «Text…». В окне диалога пять вкладок:

o Font – все настройки шрифта,  включая выбор языкового драйвера, интервал между символами и т.п. ;

o Paragraph – абзац: выравнивание по горизонтали, отступы от правого  левого края, межстрочный интервал;

o Text Block - вертикальное выравнивание, границы полей и цвет фона;

o Tabs - парметры табуляции;

o Bullets - примеры символов.

 

По характеру действия инструментов форматирования можно выделить абзацные и символьные режимы. Для применения абзацного режима действия, достаточно выделить фигуру, содержащую текст и нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для применения  символьного режима действия, надо выбрать инструмент Text Tool для перехода в режим редактирования, выделить фрагмент текста и, нажав кнопку на панели инструментов, выполнить необходимое форматирование.

 

3.      Макет

 

Visio обладает широкими возможностями управления взаимным расположением и соединением фигур. Выше были рассмотрены отдельные свойства фигур и способы их связывания.  Набор таких, в общем случае  взаимосвязанных, фигур образует макет рисунка – чертежа или диаграммы. При построении макета важную роль играют элементы управления рабочего листа, позволяющие упростить процесс компоновки рисунка, привязки фигур друг к другу и к точкам листа.  Рассмотрим теперь эти  элементы управления – линейку, сетку листа, точки и линии привязки, - более подробно.

 

3.1. Линейки и сетка

Настройку линеек лучше выполнить перед началом работы в соответствии с требованиями чертежа.  Выберите пункт меню «Tools» => «Ruler and Grid». В окне диалога, показанном на рисунке, отдельно по горизонтали (Horizontal)  и по вертикали (Vertical), можно изменить:

o       «Subdivisions» -  частоту делений из трех градаций: Fine (частый), Normal (средний, по умолчанию),  Coarse (широкий).

o       «Ruler Zero» -  положение точки отсчета (0,0) относительно границ листа, с учетом единиц размерности.

При перемещении фигуры в пределах листа на каждой из линеек можно видеть три штриховые линии, соответствующие положению крайних точек фигуры (вершин описывающего прямоугольника) и точки центра. В строке состояния показаны значения координат описывающего фигуру прямоугольника.

Настройка сетки выполняется в том окне диалога «Ruler and Grid», см. рисунок. По каждой из координат можно настроить три параметра:

o       «Grid Spacing» - шаг сетки, выбирается из 4-х градаций: Fine, Normal, Coarse и Fixed. Первые три нам уже знакомы, в последнем  случае шаг не меняется и задается пользователем в параметре Minimum Spacing.

o        «Minimum Spacing» - минимальный шаг сетки для всех градаций, но при выборе Grid Spacing = «Fixed» не меняется при масштабировании. Значение по умолчанию равное нулю означает, что для градаций: Fine, Normal, Coarse, шаг подбирается автоматически.

o       «Grid Origin» - точка начала координат, по умолчанию располагается в левом нижнем углу листа.

Ещё раз обратим внимание, что параметры линеек и сетки задаются в именованных единицах размерности листа.

Вид листа в значительной степени определяется выбранным масштабом (см. пункт 1.3.6), но при изменении масштаба относительное расстояние между узлами сетки практически не меняется, так как между видимыми узлами располагаются 2-4 невидимых. Множество узлов образует дискретное пространство рабочего листа. При перемещении любой фигуры на лист, ее важные контрольные точки всегда располагаются в узлах сетки. Поэтому перемещение фигуры происходит так же дискретно - от одного узла к другому, что позволяет, в частности, точно позиционировать фигуры и соединять их.

Как  сетку на листе, так и линейку можно скрыть с помощью команды меню «View»  =>  «Ruler»,  «View»  =>  «Grid»,  сняв флажок у соответствующего пункта.

 

3.2.           Точка привязки и линии привязки

Точка привязки (Guide point) выделяет узел на листе, который обладает свойством “приклеивания” – при перемещении  фигуры её вершины или точки соединения, попадающие в область “притяжения” Guide point, автоматически совмещаются с этим узлом.  Точка привязки имеет вид “прицела” -  синий круг с крестообразным пересечением, а при выделении появляется темно-зеленый фон:  .  .

Положение точки привязки, размер и её область “притяжения” не зависят от масштаба листа.  Инструмент «Guide point» находится  в левом верхнем углу на пересечении линеек, иконка имеет форму квадрата с крестом из пунктирных линий. Установив на иконке курсор, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместите курсор в нужное место на листе (ориентируйтесь на линии визирования), затем отпустите кнопку – появится значок точки привязки. Координаты точки привязки в процессе перемещения указываются в строке состояния. 

Линии привязки по горизонтали (Horizontal Guide)  и по вертикали (vertical Guide) позволяют выполнить точное позиционирование вдоль определенной линии листа. Линии привязки связаны со сходными линейками. Чтобы установить нужную линию привязки, поместите курсор мыши на противоположенную линейку и, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместите курсор в нужное место на листе.  Появится штриховая линия синего цвета, при выделении цвет меняется на зеленый.

Точки или линии привязки удобны при соединении разномасштабных фигур, или при соединении фигур без использования коннекторов. Один из приемов применения точек привязки  состоит в том, чтобы разместить их в вершинах на одной из фигур. Тогда, при стыковке со второй фигурой, её вершина совпадет точно с вершиной первой фигуры – если в ней есть  точка привязки.

Точка или линия привязки является объектом и обладает некоторыми свойствами фигуры. Если щелкнуть на ней правой кнопкой мыши, появится выпадающее меню, в котором можно воспользоваться, например, командами копирования и вставки, или удаления.

Скрыть, не удаляя, все точки и линии привязки можно командой «View» =>  «Guides». В этом случае инструмент «Guide point» становится недоступным.

Другое свойство инструмента «Guide point» - изменение  положения точки отсчета (0,0). Для этого, при нажатой клавише Ctrl, установите курсор на инструмент «Guide point, нажав и удерживая левую кнопку мыши, переместите курсор в нужное место на листе (линии визирования должны быть серого цвета). По линейкам видно, как перемещается точка отсчета.

3.3.           Параметры привязки и позиционирования

По умолчанию, фигура может соединиться с другой фигурой только через точки (маркеры) соединения, а с точкой или линией привязки – только через маркеры выделения. Изменить параметры соединения и позиционирования позволяет инструмент привязки –  «Snap and Glue», расположенный в пункте меню «Tools». В диалоговом окне на двух панелях с закладками  General (основное)  и  Advanced (дополнительное) размещено множество настроек, которые можно изменить, установив или сняв флажки в чек-боксах. На рисунках показаны обе закладки. Рассмотрим основные настроечные параметры.

·        На панели «GeneralCurrently Active», при установленном флажке:

o       «Glue» -  “склейка” фигур с помощью коннектора, признак -  красные рамки вокруг фигур, иначе при перемещении связь нарушается.

o       «Snap» -  перемещение – от узла к узлу (“скачки”), точная привязка по узлам, применение линий и точек привязки,  иначе эти инструменты не работают.

o       «Dynamic Grid» -  дополнительная сетка через центры фигур, линии появляются при перемещении одной из них.

o       «Drawing aids» – дополнительные направляющие под углом 45˚  для целей позиционирования фигур при компоновке макета.

·        На панелях «GeneralSnap to» и  «GeneralGlue to»  установленные флажки  указывают, с какими элементами листа и фигуры связаны инструменты Snap и Glue.

 

·        На панели «Advanced- Shape extension options» по умолчанию установлены  флаги лишь двух параметров:

o       «Center alignment axes» -  оси выравнивания проходят через геометрический центр фигуры.

o       «Linear extension» - пунктирный луч, показывающий продолжение линии.

 

 

·        На панели «Advanced- Strong Snap» можно переопределить величину “скачка” в пикселях при движении курсора относительно линейки и сетки, при приближении к точкам привязки или соединения. 

Следует отметить, что установки параметров соединения и позиционирования, принятые по умолчанию,  оптимальны для большинства видов работ, а их изменение должно быть оправдано необходимостью настройки под специфику чертежа или диаграммы. Так, отключение параметра «Snap» не рекомендуется: пропадает свойство дискретности листа и, как уже отмечалось, большинство инструментов привязки перестают работать. 

 

3.4.           Выравнивание

Одним из инструментов автоматической  коррекции положения  фигур является выравнивание (Alignment). Этот инструмент определяет способы взаимодействия фигур с точками и линиями привязки. Вызов инструмента осуществляется командой меню «Shape»  =>  «Align Shapes».  В одноименном окне диалога в разделах «Up\Down  Alignment» (сверху вниз), и «Left\Right Alignment» (слева направо), на иконках кнопок показано, как будет выполнено выравнивание фигур относительно линии привязки при нажатии соответствующей кнопки. Если  при этом установить флажок «Create guide and glue shapes to it» – после выравнивания на листе останется линия или точка привязки положение которой относительно фигур зависит от выбранного вида выравнивания. Например, если одновременно нажаты средние кнопки в разделах  «Up\Down  Alignment» и «Left\Right Alignment», то все выделенные перед этим фигуры будут совмещены так, что их геометрические центры совпадут, а если и установлен флажок «Create guide and glue shapes to it», то в этом центре появится знак точки привязки. Но, как правило, выравнивание выполняется по одной из линий привязки – горизонтальной или вертикальной, проходящей через основание (или ближайшую вершину) первой выделенной фигуры. Захватив курсором мышки линию привязки и удерживая нажатой левую кнопку, выровненные фигуры можно переместить в направлении, перпендикулярном линии привязки.

Вторая команда  меню «Shape»  => «Distribute Shapes»  позволяет выровнять расстояние между фигурами, В окне диалога, по интерфейсу похожему на предыдущее, предлагаются на выбор несколько видов выравнивания, наглядно изображенных на иконках кнопок, см. рисунок.  Отметим, что здесь можно выбрать только один вид  выравнивания. Если установить флажок «Create guides and glue  shapes to them», то будут созданы и появятся на листе линии привязки так, как это показано на выбранной кнопке. Также, захватив курсором мышки любую линию привязки и удерживая нажатой левую кнопку, фигуры можно переместить в любом направлении.

3.5.  Порядок следования

Напомним, что все фигуры на листе располагаются слоями (Layers), при этом первая перенесенная на лист с трафарета (или созданная инструментами) занимает самый нижний (Back), нулевой слой, далее по возрастанию, и последняя фигура располагается в верхнем (Front) слое. Поэтому при наложении фигур вторая закроет первую, третья – вторую и первую, и т.д.  Но порядок следования слоев можно изменить с помощью инструмента в меню «Shape»  => «Order», выбрав один из пунктов:

Порядок следования слоев важен при объединении фигур, см. пункт 2.6., и других операциях с целью получения композиции фигур, а также  для определения видимости маркеров. 

 

4.          Пользовательская среда разработки

 

Материал этого раздела продолжает тему создания пользовательских фигур и посвящен проблеме создания пользовательской среды разработки,  которая включает в себя:

o       Собственные стили, в которых собраны все употребляемые пользователем параметры форматирования фигур.

o       Пользовательские мастера, позволяющие создавать часто используемые фигуры, отсутствующие в стандартных трафаретах.

o       Собственные трафареты, на которых собраны все необходимые, стандартные и пользовательские, мастера.

o        Собственные шаблоны, на которых  сосредоточены все необходимые стили, мастера и трафареты – стандартные и пользовательские.

Рассмотрим процесс реализации каждого из перечисленных выше элементов среды разработки.

4.1.           Стиль

Напомним назначение стиля: это именованная коллекция атрибутов форматирования фигур, таких как цвет, толщина линий, шрифт и т.д., которую можно применить сразу ко всем выделенным элементам изображения  (подробнее см. пункт 2.8.3).

Возможны два подхода к созданию пользовательского стиля: изменение существующего, или создание нового.

4.1.1.     Изменение стиля

Предположим, что существует (или создана) фигура, атрибуты которой надо применить к другим фигурам. Для этой цели можно использовать инструмент «Format Pointer» (иконка в виде кисточки). Использование его известно по офисным приложениям: надо выделить фигуру- образец, затем нажать на панели инструментов кнопку Format Pointer  кисточка “приклеится” к курсору, - перевести курсор на нужную фигуру и щелкнуть левой кнопкой мыши – формат целевой фигуры будет преобразован в соответствии с образцом. Чтобы выполнить операцию многократно, следует дважды щелкнуть кнопке Format Pointer и выполнить копирование формата образца на несколько фигур. Для  выхода из этого режима нажмите клавишу Esc или снова щелкните по кнопке Format Pointer.

            Отметим, что стиль образца действует, пока нажата кнопка Format Pointer и не сохраняется в документе.

4.1.2.     Создание стиля

Чтобы использовать новый стиль в дальнейшем, надо создать его с помощью команды «Format»  => «Define Styles».

В окне диалога, показанном на рисунке, следует выбрать или задать необходимые параметры:

·        Style – выбор стиля:

o       Name – имя нового, или выбор существующего стиля из выпадающего списка.

o       Based on – выбор базового стиля из такого же выпадающего списка, если  в пункте Name задан новый стиль, но предполагается, что он будет основан на одном из существующих.  На рисунке, по умолчанию, базовый стиль отсутствует.

o       Add, Delete, Rename… - добавить в список, удалить из списка или переименовать выбранный в пункте Name стиль.

·        Includes – выбор форматируемых элементов:

o       Text, Line, Fill – если флажок установлен (по умолчанию), то данный элемент включается в стиль.

·        Change – редактирование выбранных элементов:

o       Text…, Line…, Fill… -  кнопки вызова редакторов стилей текста, линий, заливки, знакомых по разделам  2.8, 2.4, 2.7.

o       Hidden style – если установить этот флаг, редактируемый стиль не появится в

списке Style (имеет смысл только при выделенных фигурах).

Новый (или модифицированный)  стиль теперь может быть назначен существующим на листе фигурам. Если теперь отредактировать созданный  стиль, то все фигуры, к которым он был применен,  автоматически изменят свои свойства.

Если сначала выделить фигуры,  для которых предполагается изменить стиль, то в окне диалога «Define Styles» появятся некоторые изменения: в пунктах  «Name»  и «Based on»  будут указаны стили первой выделенной фигуры; кроме кнопки «OK»,  добавятся кнопки «Apply» - применить созданный  стиль, и «Add» -  добавить  стиль не закрывая диалога. 

4.2.           Трафарет

Трафареты являются своеобразным хранилищем мастеров и фигур, обеспечивая возможность их многократного использования. Существуют по крайней мере две проблемы, для решения которых лучше создать новый трафарет. Первая: необходимые фигуры размещены на множестве различных трафаретов. Вторая: необходимо хранить пользовательские фигуры для повторного использования. Кроме того, файл трафарета легко тиражировать и распространять отдельно от документов.

4.2.1.     Создание новых трафаретов

Для создания нового трафарета выберите команду «File»  => «Stencils» => «New Stencil». В главном окне, на панели трафаретов появится заготовка – пустое окно с заголовком, в котором на фоне иконки в левом углу располагается красная звездочка – признак режима редактирования. Чтобы изменить имя трафарета и другие свойства, надо щелкнуть правой кнопкой мыши на заголовке (или левой – на значке), – появиться всплывающее меню, в котором следует выбрать команду «Properties». На закладке Summary следует заполнить поля Title – краткое имя, и 

Subject  полное наименование трафарета. Остальные поля: описание содержания, автор, и т.д., носят информационный характер.  Закройте окно – заголовок изменится, –  новый трафарет готов к заполнению.

4.2.2.     Создание новых элементов в трафарете

Заполнение трафарета – процесс, обратный компоновке макета: перетаскивание фигур с листа или других трафаретов с помощью мыши. Можно также использовать команды всплывающего меню трафаретов: «Copy» для выделенного мастера исходного трафарета, и «Paste» для нового.

 Первая перемещенная фигура получает имя «Master.0», далее «Master.1» и т.д.  Но при перемещении мастера со стандартного трафарета его имя не изменится.  Чтобы изменить описание перемещенной фигуры, надо щелкнуть правой кнопкой мыши на её иконке, во всплывающем меню выбрать команду «Master Properties», в окне диалога задать новое имя (поле Name),  в поле «Prompt»  ввести текст всплывающей подсказки, выбрать размер иконки и способ выравнивания. Флажки  в разделе «Behavior» задают специальные свойства мастера и, как правило, не используются. Ключевые слова в поле «Keywords» служат для контекстного поиска.

Закончив заполнение трафарета и редактирование мастеров, снова вызовите контекстное меню и выберите команду сохранения в файле: «Save» или «Save as… ».  При первом сохранении введите имя файла в поле «File name» и выберите каталог.

Можно создать пользовательский каталог личных трафаретов с помощью кнопки в окне диалога «Create new folder», но лучше разместить его в папке  Solutions,  в которой, в подкаталогах, находятся все стандартные трафареты.    Тогда новый, пользовательский трафарет становится зарегестрированным  и доступным в любой момент, как и другие трафареты.

После перезагрузки приложения, его можно видеть в списке «Open Stencils» , а вменю «File» => «Stencils» появится новая папка с пользовательскими трафаретами.

 

4.2.3.     Редактирование мастера

Изменение мастера возможно только в режиме редактирования. Для этого надо щелкнуть правой кнопкой мыши на заголовке (или левой – на значке) трафарета, во всплывающем меню следует выбрать команду «Edit» – на значке трафарета появиться красная звездочка, признак режима редактирования. Выберите значок нужного мастера и снова вызовите всплывающее меню щелчком правой кнопки мыши. Выберите команду «Edit Master»  - откроется новое окно с фигурой мастера, которую можно изменить с помощью инструментов. Затем закройте окно редактирования и на вопрос в диалоговом окне  о сохранении изменений подтвердите, или отмените редакцию.

            Для создания нового мастера следует во всплывающем меню выполнить команду «New Master» - откроется окно диалога, аналогичное показанному в пункте 4.2.2, в котором следует задать параметры: имя (поле Name), подсказку в поле «Prompt», и другие.  Закройте окно диалога, значок мастера появится на трафарете, после чего отредактируйте фигуру мастера описанным выше способом. Для нового мастера, как правило, следует сменить значок, отображаемый на трафарете. Чтобы сделать это, следует вызвать специальный редактор командой «Edit Icon» всплывающего меню. Откроется окно с мозаичным полем и контуром фигуры на нем. При этом  панель инструментов заменяется на панель  «Icon Tools» - простейшего графического редактора иконок.

            Выполнив все операции, отмените режим редактирования, снова выбрав команду «Edit». Не забудьте сохранить изменения в трафарете, выполнив команду «Save». 

           

4.3.           Шаблон

Шаблон служит прототипом нового документа. В структуре шаблона сохраняется конкретный набор инструментальных средств, трафаретов, стилей и других настроек, использованных при его создании. Так как пользовательские стили, мастера, трафареты создаются для многократного применения, имеет смысл сохранить их в виде нового шаблона.  Новый шаблон может быть создан на основе стандартного шаблона,  или  готового документа.

4.3.1.     Создание новых шаблонов

Опишем примерный “алгоритм” создания пользовательского шаблона.

1)      Откройте существующий шаблон или документ командой «File» => «Open…». Если исходный документ надо сохранить, в списке настроек кнопки Open установите флажок Copy – будет загружена копия документа.

2)      Откройте командой  «File» => «Stencils…»» => «Open Stencil…» необходимые трафареты.

3)      Установите настройки листа, см. пункты 3 .1 – 3.3.

4)      Измените параметры фигур и стили, см.  пункты 2 .4 – 2.9, 4.1.1- 4.1.2.

5)      Создайте, если необходимо,  новые трафареты, см.  пункт 4.2.

6)      Сохраните текущий документ как новый  шаблон:

o       В окне диалога «Save As» в поле «Save in» выберите каталог,

o       В поле «File»  задайте имя шаблона,

o       В списке типов «Save as» выберите «Template (*.vst)»,

o       В списке настроек кнопки «Save» установите флажок «Workspace».

Чтобы иметь возможность загружать шаблон при запуске приложения как стандартный и иметь к нему доступ через меню, следует выполнить  регистрацию  шаблона. Для этого надо при сохранении на шаге 6) выбрать каталог Solutions,  также как и в случае регистрации  трафарета. Шаблоны собраны в подкаталоги по категориям. Если пользовательский шаблон не относится ни к одной из стандартных категорий, рекомендуется создать в каталоге Solutions собственную папку.

            Редактируется шаблон как обычный документ. Необходимо лишь, при сохранении, установить тип *.vst.

             Новые документы, созданные на основе шаблона,  рекомендуется хранить в пользовательских каталогах, отдельно от шаблонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Leonid Gerasimov

 

            стр.     28.09.2004

Hosted by uCoz