Краткая инструкция по использованию графического редактора Visio для черчения релейных схем.

 

Введение.

Графический редактор  Microsoft Visio 2002 предназначен, главным образом, для представления информации в виде диаграмм, планов и чертежей разнообразного назначения., .. Для использование редактора  Visio для черчения релейных схем необходимо пройти базовый курс (прилагается) владеть навыками работы в пакете Ms Office 

Настройка программы для черчения схем.

Начало работы

Запускаем программу Visio2002 перед нами открывается меню задач разделённую на 3 части

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


·        Документ  (drawing file): файл с расширением .vsd, в котором сохраняются рисунки:  схемы, диаграммы  и другие созданные пользователем изображения. Состоит из одного или нескольких листов, содержащих графические объекты и другие элементы, в соответствии с содержанием рисунка.

 

Мы будем чертить релейные чертежи из шаблона RZA , который заранее нужно установить в C:\Program Files\Microsoft Office\Visio10\1033\Solutions\RZA\ релейные элементы.vst

 

После как мы выбрали шаблон RZA перед нами возникает интерфейс графической оболочки.

 

 

Окно приложения и элементы интерфейса

Интерфейс  программы Visio 2002  построен по стандартам  WINDOWS и   во многом  похож  на интерфейс модулей из пакета Office 2000. Окно приложения,  называемое также «главное окно», состоит из следующих основных элементов (см. рисунок).

·        Заголовок окна: меню (иконка слева) и кнопки управления окном (справа);  показано название приложения, а если загружен документ, в квадратных скобках, - имя  открытого файла и номер видимой страницы.

·        Главное меню: меню построено по древовидной структуре с корнем  в пунктах главного меню (menu bar), где сгруппированы по темам, практически, все команды управления приложением (controls). Каждый пункт меню (item), при его выборе, открывает панель из подпунктов (subitem) и т.д. – до выполнения соответствующей команды.  Есть в меню и команды - переключатели (check on /off), у которых состояние  активности отмечено символом | Ö |  перед названием пункта меню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямоугольная выноска: Заголовок окна
Содержи название программы и имя вашего чертежа
 

 


Прямоугольная выноска: Главное меню

Прямоугольная выноска: Трафарет-это часть проекта содержащих в себе набор фигур  необ-ходимых для соз-дания проекта Выноска 3: Панель инструментов
Включает в себя кнопки для бысрого выполнения необходимых команд
Прямоугольная выноска: Мастер это созданная фигура состоящая из набора примитивовПрямоугольная выноска: ФигураПрямоугольная выноска: Лист рисунка

·        Панель инструментов: одна или несколько линеек (toolbar) под панелью меню, содержащие кнопки или раскрывающиеся списки, обеспечивающие быстрый доступ к командам приложения. Как правило, кнопки дублируют  аналогичные пункты меню, но более удобны  при частом обращении. По умолчанию, устанавливаются две панели: стандартная (Standart)  и форматирования (Format). Но пользователь может конфигурировать  и перемещать эти панели, создавая наиболее удобную для себя среду разработки.

·        Лист рисунка:  поле построения изображения (drawing page) с элементами разметки (сетка и линейка),  и  управления (панель кнопок навигации), ярлык листа (page tab), полосы горизонтальной и вертикальной прокрутки (scrollbar). В окне редактирования располагается только один  лист рисунка.

·        Трафарет:  панель (Stencil window), на которой размещаются графические объекты: мастера (masters), графические фигуры (shapes)  и вспомогательные элементы.  В заголовке формы,  представляющей собой окно WINDOWS, отображается название трафарета и располагаются всего две кнопки – меню (иконка слева) и кнопка закрытия окна (справа).

Панели инструментов

Так называются панели, на которых располагаются кнопки  быстрого доступа  к командам меню:

·                                Стандартная (Standard) .  

·        Форматирования (Format).

 Пользователь может конфигурировать  и перемещать эти панели,  даже на рабочий стол, за границей окна приложения Visio,  создавая наиболее удобную для себя среду разработки.

Не все команды отражены  на этих панелях, а только  наиболее часто используемые. Но набор кнопок может быть переопределен с помощью редактора, вызываемого из списка, появляющегося при нажатии самой правой кнопки на этой панели  «Опции панели инструментов» (Toolbar Options).

 Открытие списка всех существующих панелей инструментов  выполняется через  главное меню «View» => «ToolBars» => «Список панелей». Выбор можно сделать одним из способов:

Вид панелей.

·        В меню «Список панелей» установленные панели отмечены флажками; выберите новую и  щелкните на ней;  панель будет установлена, меню закроется. Если щелкнуть на имени панели, отмеченной флажком, она будет удалена.

·        В меню «Список панелей» перейдите на  пункт «Customize» (Настройка). В диалоговом окне выберите закладку «панель инструментов  (ToolBars)»  и установите (или снимите) флажки у необходимых панелей. Нажмите кнопку «Закрыть»(Close), после чего изменения вступят в силу.

·        Диалоговое окно «Настройка» доступно также  в  меню  «сервис (Tools)»\ «настройка» 

·              Изменить набор кнопок – инструментов на панелях, - можно  с помощью  меню «Настройка», выбрав закладку «Commands». Установив категорию, в правом окне с тем же названием- «Commands»,- следует выделить нужную кнопку и, удерживая кнопку мыши, перетащить ее на панель  инструментов.

     Создание новой, пользовательской панели инструментов,  удобнее  всего  выполнить из меню «Настройка». Нажав кнопку «New», в окне ввода задайте имя панели и из меню «Commands» установите на ней необходимые кнопки.

На панели инструментов реализовано псевдо 3-х мерное управление. В редакторе Visio  графический интерфейс который позволяет нам общаться с программным продуктом простым кликом(нажатием на кнопку) мыши. 

Каждая кнопка содержит небольшой рисунок, для лучшего запоминания команд и при нажатию на кнопку, и при активизации данной команды путём кликом  выполняет команду отведённую ей . Например кнопка   содержит рисунок принтера, и при активизации, содержимое рабочего листа отправится на печать. Кнопки на панели инструментов содержат 2 положения это «Включено        » и «Выключено                »

 

 

Кнопки которые нажаты они как бы приподняты над другими , отбрасывав тень

Для сравнения кнопка не отжатая (выключенная)  и кнопка включенная. Если навести курсор мыши на кнопку и подождать несколько секунд то всплывёт подсказка данной кнопке  («Прерывание  страницы»  разбивает  рабочий лист на страницы в соответствии с параметрами настроек.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трафарет

Панель трафарета стандартно располагается слева от окна редактирования, но, как и другие элементы  интерфейса, может быть помещена в любое место главного окна. Перемещение выполняется фиксацией левой кнопки мыши на заголовке окна и перетаскиванием панели на новое место, – известный механизм “drag&drop”.  Может  быть изменен и размер панели так же, как это выполнялось для панелей инструментов. 

 Список доступных трафаретов открывается в меню  «
Файл»/«Шаблоны»
Все трафареты, открываемые Visio, располагаются в каталоге Solutions и сгруппированы в подкаталоги по назначению.

 

 

Например, в каталоге Solutions\Electrical Engineering собраны трафареты из области электротехники и связи, см. рисунок. К трафаретам общего назначения можно отнести набор из каталога Block Diagram, или Forms and Charts. Набор специальных трафаретов собран в подкаталоге Visio Extras. Например, трафарет Connectors содержит всевозможные соединители и очень полезен при построении диаграмм, а для презентаций и оформления можно использовать трафареты: ClipArt, Symbols, Backgrounds, Border and Titles, и другие. Контекстное меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши на заголовке трафарета, позволяет настроить вид панели и свойства трафарета, и её положение  в главном окне.

Лист рисунка

Документ Visio состоит из одного или нескольких листов.

Лист рисунка – область  в поле редактирования, в которой размещаются  фигуры, элементы соединения  и текст так,  чтобы получилось требуемое изображение. По умолчанию  лист имеет формат А4 (210х297 мм), но размер листа не ограничен. Элементы листа:  сетка (grid), линейки(rulers), ярлык (page tab) на котором виден номер листа.  

 Сетка образована множеством непечатаемых вертикальных и горизонтальных штриховых линий. При изменении масштаба частота сетки меняется автоматически. При перемещении любой фигуры на лист, ее важные контрольные точки всегда располагаются в узлах сетки. Поэтому при перемещении фигура как бы скачет (snap) по листу. Таким образом, пространство листа в Visio является дискретным, что позволяет, в частности, точно позиционировать фигуры и соединять их. Настройка сетки выполняется через меню «Сервис»/ «Правила и сетка» . По каждой из координат можно настроить три параметра:

Линейки окаймляют окно редактирования с двух сторон -  сверху и слева. Точка отсчета по умолчанию совпадает с началом координат  сетки, но может быть изменена.

Как сетку на листе, так и линейку можно скрыть с помощью команды меню «Вид»\«          »,  Подробнее о назначении и свойствах  линейки и сетки будет рассказано в разделах «Фигуры» и  «Макет».

Ярлык, как и закладка, является управляющим элементом многостраничного поля вывода (книги) и позволяет переходить к нужному листу, делая его активным, текущим, или рабочим,  что в данном случае одно и тоже. Установив на ярлыке и нажав правую кнопку мыши, получим доступ к меню управления листами документа: вставить новый «Insert Page», удалить текущий «Delete Page», или переименовать «Rename Page», или поменять порядок следования «Reorder Page».   Прямоугольная выноска: ЯрлыкПрямоугольная выноска: сеткаПрямоугольная выноска: Линейки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введём понятия которыми следует оперировать при создании релейных схем: прыжок и клей, точка привязки, коннектор, маркер, группа, добавление к группе.

 

Пакет Visio обладает свойствами привязки и прыжок. Данное свойство даёт огромные возможности по переме щению , редактированию чертежа Точки или линии привязки удобны при соединении разномасштабных фигур, или при соединении фигур без использования коннекторов. Один из приемов применения точек привязки  состоит в том, чтобы разместить их в вершинах на одной из фигур. Тогда, при стыковке со второй фигурой, её вершина совпадет точно с вершиной первой фигуры – если в ней есть  точка привязки.

Фигура может  распологатся на рабочем листе в любом месте листа, но для удобства её наделили свойствами прыжка и привязки. Т.е она может притягиваться (прыгать)  на некоторые параметры. Например вершины фигур, середина, сетка , точки присоединения ,а так же к самой фигуре тоже может быть осуществлена приклейка коннектора (связующей линии) или самой фигуры

Точка или линия привязки является объектом и обладает некоторыми свойствами фигуры. Если щелкнуть на н ей правой кнопкой мыши, появится выпадающее меню, в котором можно воспользоваться, например, командами копирования и вставки, или удаления. Привязка при черчении чертежей эл. схем осуществляется на точки соединения или на направляющие линии, последние предпочтительнее использовать при создании более простых и примитивных образов, поскольку большое количество направляющих линий начинают вводить в заблуждение. Направляющие линии очень удобно использовать например при создании чертежа схемы форматом А4.

Прыжок может осуществятся на направляющие, маркеры , линейку, динамическую сетку..

 

Выравнивание

   Одним из инструментов автоматической  коррекции положения  фигур является выравнивание (Alignment). Этот инструмент позволяет производить выравнивание фигур в одну линейку по горизонтали или вертикали. Вызов инструмента осуществляется командой меню «Фигура»\«назначение фигур».  В одноименном окне диалога в разделах ерху вниз), на иконках кнопок показано, как будет выполнено выравнивание фигур относительно линии привязки при нажатии соответствующей кнопки.

 

 

 

Вторая команда  меню «Фигура (Shape)»\«расстановка фигур»  позволяет выровнять расстояние между фигурами, В окне диалога, по интерфейсу похожему на предыдущее, предлагаются на выбор несколько видов выравнивания, наглядно изображенных на иконках кнопок, см. рисунок.  Отметим, что здесь можно выбрать только один вид  выравнивания. Если установить флажок «создание направляющих и приклеивание к ним », то будут созданы и появятся на листе линии привязки так, как это показано на выбранной кнопке. Также, захватив курсором мышки любую линию привязки и удерживая нажатой левую кнопку, фигуры можно переместить в любом направлении.

 

 

 

 

 

 

Маркеры фигуры.

Маркерами на фигуре отмечаются контрольные точки, предназначенные для визуальных изменений различных параметров фигуры: положения на листе, размера, связи с другими фигурами и т.п. Набор маркеров, которыми “обладает” фигура, зависит от её типа и инструмента редактирования, используемого в данный момент. Различают несколько типов маркеров, каждый из них “отвечает” за определенное свойство или поведение фигуры. Каждый тип характеризуется формой и цветом, маркеры не настраиваются и не масштабируются.

·                          Маркеры выделения (Selection handles) -  зеленый квадратик “    , - служат для изменения размеров фигуры.  Для (2-D) фигур восемь маркеров размещаются  в углах и посередине сторон описывающего прямоугольника. Угловые маркеры служат для пропорционального изменения размеров, боковые – для линейного – высоты или ширины.

·        Маркеры конечные (Endpoint), как уже отмечалось, выделяют размер (1-D линия) - фигуры и размещаются в начале линии, - знак (×),  и в конце, - знак (+). С их помощью изменяют размер, угол наклона и радиус кривизны нелинейн ой фигуры.

·        Маркеры вращения  (Rotation handle) - зеленый кружок “, - предназначены для поворота фигуры на произвольный угол, и замещают угловые маркеры выделения. Эти маркеры появляются при выборе инструмента Rotation Tool, или Text Block Tool  и з меню «Figures» , или на стандартной панели инструментов. Фигура вращается вокруг оси, отмеченной центральным маркером (круг с крестиком “+” в центре). Этот маркер (Rotation Point) по умолчанию располагается в геометрическом центре фигуры, но может быть перемещен в любую точку рисунка, даже за пределы периметра фигуры. 

·        Маркеры соединения (Connection Points) - синий крестик “× - обозначают точ ки на фигуре, в которых возможно её соединение с другой фигурой. Маркеры – точки соединения имеют только (2-D) и, соответственно, (3-D) фигуры, но могут быть соединены и с одномерными, в зависимости от типа маркера:

o                   Тип Inward означает внутреннее соединение с одномерной фигурой, например, связи в блок- схемах, стрелки  и т.п.

o                   Тип Outward означает внешнее соединение – “склеивание” двумерных фигур так, что при всех изменениях фигур их взаимное расположение сохраняется.

o                   Тип Inward &Outward – смешанное соединение, сумма двух предыдущих.

Маркеры(точка) соединения, как правило, располагаются в узловых точках фигуры: углах, вершинах, центре, или серединах сторон, замещая маркеры выделения. Для этого используется инструмент «инструмент точки присоединения (Connection Point Tool) », помеченный иконкой |×| в списке  инструментов  «инструмент точки присоединения (Connection Point Tool)». Выделив фигуру, перейдите на панель инструментов и выберите инструмент «инструмент точки присоединения (Connection Point Tool)», - на острие стрелки курсора появится ×-образный крестик, указывая на режим работы.. Если нужно добавить точку соединения, добавлять  в этом ж Совместите его с маркером соединения (маркер изменит цвет на фиолетовый “×”, а курсор изменит форму) и перетащите в новую точку  режиме, нажимая одновременно кнопку «Ctrl» и, установив курсор ×| на нужное место, щелкните левой кнопкой мыши. Если нужно удалить точку соединения, выделив её, нажмите клавишу «Delete».

 

 


Чтобы отменить данный режим работы, как и любой другой, нажмите на панели инструментов кнопку указателя, иконка которой изображает стандартный курсор мыши:  |          |

 

.

 


Чтобы скрыть маркеры соединения, в меню «вид» снимите флажок у этого пункта.

Или на панели инструментов

 

·        Маркеры вершины

Маркеры вершины (Vertices) также зеленого цвета, имеют форму ромба “  ”, и появляются в вершинах выделенной фигуры при выборе любого из инструментов:   Так же, как и маркер контроля, захватите ромбовидный маркер и переместите, не отпуская кнопку мыши, на новое место. Этим самым вы сможете менять ширину и высоту фигуры.

 

·        Защита фигуры

Фигура может быть защищена от любых изменений. При этом маркеры, отвечающие за тот или иной вид действий, принимают вид замка. Или становятся серыми.  Для установки  “защиты на фигуру” воспользуйтесь командой меню «Формат (Format)» => «защита (Protection)» и установите флажки защиты. Меню «Защита» показано на рисунке. При создание релейных схем защита от изменений часто, в основном это защита от изменения ширины , высоты, и др. параметров. При редактировании чертежа фигуры могут стоять рядом и при попытки выделить одну фигуру, происходит выделение стоящей рядом и возможно случайно просто изменить размер фигуры, можно поставит защиту от перемещения. На сгруппированные фигуры  также необходимо ставить защиту . по желанию можно вынести команду защиты на главное меню.

 

 

 

 

 

вынести данную команду можно выполнив «Главное меню\сервис\настройки\ вкладка Команды\ сервис\ и команду Защита просто выносим и бросаем на главное меню

 

 

 

 

 

 

 

 

·                      Соединение фигур

Соединение фигур всегда осуществляется между точками соединения -       Connection points. При этом соединенные фигуры по-прежнему остаются самостоятельными элементами чертежа. Связь фигур выполняется специальными элементами – коннекторами (соединительная линия)

Коннектором является линия при помощи которой осуществляется соединения фигур. Для релейных схем мы будем использовать коннекторы находящиеся в трафарете «соединители и таблицы.» из шаблона «Релейные элементы» находящихся в группе RZA. Соединение  фигур

В Visio имеются два способа соединения:  «фигура к фигуре» (shape to shape) и точка к точке (point to point). 

При способе соединения точка к точке (point to point) перемещение фигур влияет только на геометрию соединителя, а точки соединения фиксированы.  Эти точки при использовании коннекторов  в момент наведения курсора мыши выделяются красной рамкой, сигнализируя об установке данного способа соединения. Способом  point to point соединяются фигуры, уже размещенные на листе, “в ручную”, но надо следить, чтобы выбранная на фигуре точка была выделена красной рамкой и только после этого переместить курсор к точке соединения на другой фигуре. Когда вторая точка соединения будет выделена рамкой красного цвета, кнопку мыши надо отпустить.

 

 

Группировка фигур

Группировка является операцией, знакомой по другим офисным приложениям. В отличие от рассмотренных операций объединения, фигуры, входящие в группу, не теряют своих свойств, но такие операции, как копирование, удаление, перемещение, вращение, размер и защита выполняются для сгруппированной  фигуры.  Группа формируется  двумя действиями:

1)      Выделить  несколько фигур или контурным прямоугольником, или щелчком левой кнопки, удерживая клавишу Shift.

2)      Выполнить группировку или выбором команды «Фигура (Shape)» => «Группировка или выбрать аналогичную команду в контекстнм меню(появляющегося после клика правой  кнрпкой мыши по выделенному объекту) в подменю «фигура» , или, что удобнее всего - использовать “горячие клавиши” Ctrl+G . также на панели управления см. рис.

Работа с группой в Visio имеет свои особенности. Отдельные фигуры в группе можно продолжать редактировать, выделив обычным способом, только маркеры выделения станут темно-зелеными с крестиком внутри. Выделенную фигуру можно переместить за пределы  контура группы – принадлежность сохраняется, и все действия с группой выполняются и над этой фигурой.

Редактировать фигуры в группе удобнее в специальном окне, которое представляет собой фрагмент листа, содержащего группу. Открывается отдельное окно командой меню «Правка (Edit)»\«Открыть группу (Open Group)» ; фон окна – желтого цвета. Фигуры в этом окне можно редактировать обычным образом, при этом все изменения будут отражаться в главном окне.  После окончания редактирования окно следует закрыть через меню «Window», иначе, при повторном обращении к команде «Правка (Edit)»\«Открыть группу (Open Group)» будет открыто второе окно редактирования.

Можно составлять множественные группы из нескольких исходных, при этом одна и та же фигура будет входить в несколько групп одновременно.

Чтобы добавить несколько фигур в уже сформированную группу, нужно выделить, как это было сказано выше, эти фигуры и группу, затем выбрать команду «Фигура (Shape)» \«Группировка (Grouping)»\«Добавить в группу (Add Group)». Второй способ – добавить новую фигуру в окно «Открыть группу (Open Group)».

Группу, как и фигуру, можно защитить от изменений,  выполнив команду «Формат (Format)»\«Защита (Protection)» и установив нужные флажки.

Обратная операция - разгруппировка,-  над выделенной группой может быть выполнена,  например, командой  «Фигура (Shape)»\«Группировка (Grouping)»\«Разгруппировать»,  или  использованием “горячей клавиши”  Ctrl+U. Если нужно только “изъять”  одну или несколько фигур, не разрушая группы, следует, выделив их,  выполнить команду «Фигура (Shape)»\«Группировка (Grouping)»\«удаление из группы (Remove from Group)».

 

Hosted by uCoz